История создания музея

Дата создания: сентябрь 2002 года.

Статус: «Музей образовательного учреждения» музей школы (31 мая 2005 г.)

Направление: героико-патриотическое.

Руководитель музея: Рябкина Е.А.

Характеристика экспонатов и экспозиций музея

 

Учебные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в книге В.Я.Уланова «Опыт методики истории в начальной школе»(1914г.).

      С развитием краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годов и особенно в 70-ые годы под влиянием широкомасштабных акций, проводимых комсомольскими и пионерскими организациями.

      Школьные музеи возникли как результат многолетней работы со школьниками по учебным предметам, как итог общей работы учительских и ученических коллективов.

Наш музей существует примерно лет четырнадцать, но от этого ценность его не теряется. Ведь любой экспонат музея – это история отдельного человека, города, даже страны.

 

Организация музейной работы в 70 - 90-е годы.

 

По словам Ладониной Натальи Владимировны, учителя истории, работающей в нашей школе с 1983 года, в 70-80-е годы в нашей школе музея не было, и краеведческой работой занимались учителя истории Лепилина Лидия Васильевна, Ладонина Наталья Владимировна, Кутырёва Татьяна Алексеевна. Работа заключалась в основном в сборе материалов об известных шумерлинцах, ветеранах Великой Отечественной войны – выпускниках школы. Этот материал оформлялся в стенды, раскладушки. Но поисковая работа в школе велась и раньше:  в музее есть материалы, указывающие на то, что в середине 60-х годов директор школы Н.А.Куранова  делала запросы в Президиум  Верховного совета СССР о Герое Советского Союза выпускнике школы Е.Францеве и получила ответ от имени начальника отдела по присвоению военных званий генерала-майора танковых войск В.Г.Лозовского. Имеются документы, присланные из архива Центрального Военно-морского музея, тоже имеющие отношение к судьбе Е.Францева.

      Систематизировать собранный в разное время материал начала учитель истории Кутырёва Т.А.,  которая создала школьный музей, вернее, музейную комнату. Она расположилась в кабинете №26. Создание  музейной комнаты было приурочено   к 50-летию Великой Победы. Были созданы тематические стенды «Виталий Уруков», «Герой Советского Союза – Евгений Францев», собран и оформлен материал для Колонны памяти к 9 Мая. В клубе «Восход» состоялась встреча выпускников школы 1941 года, организованная усилиями учителей и учащихся школы.

 

  Создание музея как

 исследовательского и просветительского учреждения.

 

      Работу по созданию школьного музея как исследовательского и просветительского учреждения начала Кочеткова Лидия Романовна, в прошлом завуч школы, учитель русского языка и литературы, ветеран педагогического труда. По словам Лидии Романовны, идея о создании музея по истории родной школы нашла активный отклик у  учителей и учащихся.

Музей открыт в новом помещении (кабинет №25) 1 сентября 2002 года. С самого начала был определен профиль будущего музея как музея истории школы. Возник Совет музея, в который вошли наиболее заинтересованные в его деятельности учителя и  учащиеся: Осипова Л.В., директор школы, Кутырёва Т.А., учитель истории, Соколов В.А., учитель ИЗО и черчения, Болонина О., Яковлева Т., Жданкина И., учащиеся школы.

     С момента создания музея истории школы заметно активизировалась поисково-исследовательская работа. Собран большой материал о выпускниках школы Кирель К.А., Повереннове Ю.В.(участнике парада Победы 1945 года в Москве), лётчике-разведчике Александрове В.Г., награждённом 3 орденами Красного Знамени, Благодарностями Главнокомандующего И.В.Сталина. В музее находятся подлинники 8 Благодарностей. В ходе встреч, поисков приобретены материалы о бывшем завуче Оборине А.И., учителях труда Бакулине И.В., Тюрине А.А. В музее находятся боевые награды Тюрина А.А.

     Уже с начала деятельности музея были определены основные формы работы с его фондами. Важнейшей из них стала экскурсия. При выборе экскурсовода из числа школьников Лидия Романовна как заведующая музеем учитывала его подготовленность по предмету, дикцию, умение быстро отвечать на вопросы и просто желание.

     Кроме экскурсий, сложилась и другая важная форма работы музея — использование его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предметам. На уроках истории, обществознания, литературы используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты    (например, «Сталинградская битва» ученицы 9Б класса Антонычевой Марины) и доклады, сочинения, исследовательские работы (например, «Семья Клочковых» учащихся кадетского класса Заболотина А., Самылкиной А., Никифоренко В.), тем самым заложены навыки поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

 

 Паспортизация музея

 

Паспортизация нашего музея происходила в 2004 году. Она проводилась согласно Положению о паспортизации музеев образовательных учреждений Чувашской Республики. Статус «Музей образовательного учреждения» музей школы получил 31 мая 2005 года.

 

 

На главную

Нормативно-правовая база

История создания  музея

Направления деятельности

Наши традиции

Достижения

Электронные экскурсии

Электронные экспозиции

Инновационная деятельность:

"65-летию Победы посвящается"

Учителями славится школа, выпускники приносят славу ей

Это  интересно знать

Гостевая книга

Реквизиты